Художественная отделка кованых изделий
Когда кузнец завершает ковку, наступает время художественной отделки — именно она превращает грубую металлическую заготовку в эстетически завершённое изделие. Эта финальная стадия подчёркивает форму, добавляет декоративные элементы и обеспечивает защиту от коррозии. Ещё в XI веке мастера Киевской Руси использовали разнообразные техники — от чеканки и гравировки до чернения, инкрустации и наложения эмалей.
Механические способы отделки
Крацевание — это обработка поверхности металлической щёткой, придающая изделию более чистый и аккуратный вид. Для стали применяют щётки из стальной проволоки диаметром 0,15–0,2 мм, для мягких металлов — латунные щётки с проволокой 0,1 мм. Чтобы ускорить процесс, щётку можно установить в патрон ручной дрели.
Шлифование заключается в обработке поверхности шкурками или абразивными порошками. Часто используют войлочные круги с наждачным материалом, закреплённые на дрели. После износа абразив удаляют и наклеивают новый слой. В качестве абразивов используют корунд, наждак и другие материалы.
Полирование придаёт изделию зеркальный блеск. Для этого используют кожу, фетр, ткань и полировальные пасты. Среди твёрдых абразивов популярны карбиды кремния, синтетический алмаз, корунд и наждак. Пасты ГОИ различают по степени зернистости: крупная (светло-зелёная) — для матовой поверхности, средняя (зелёная) — для чистовой обработки, тонкая (чёрно-зелёная) — для зеркального блеска. Алмазные пасты делятся на четыре группы: крупная (красная), средняя (зелёная), мелкая (голубая) и тонкая (жёлтая).

Для мелких изделий используют гематитовые полировальники в медной оправке с деревянной ручкой. Их ведут по поверхности с усилием, смачивая её содовым раствором, мылом или даже пивом. Внутренние поверхности полируют с помощью фетровых шариков или конусных насадок, на которые наносят пасту. Для повышения эффективности используют дрель или бормашину.
Художественная ковка металла: видео с канала «Алексей Васильев (Ковка-Сварка)»
Химические способы отделки
Химическая отделка — это создание декоративных и защитных плёнок с помощью нагрева или химических растворов. Поверхность перед этим тщательно очищают от окалины — пескоструйной установкой, металлической щёткой или пемзой с водой. После очистки изделие высушивают.
Оксидирование — нагрев изделия до появления цветной оксидной плёнки. В зависимости от температуры можно добиться разных цветов побежалости. После этого поверхность натирают воском и полируют до блеска.
Воронение — обработка изделия льняным или конопляным маслом с кислотами и последующим прогревом. Цвет зависит от масла, кислот и температуры: возможны оттенки от чёрного до фиолетового. Для уличного применения деталь покрывают лаком с воском, а для внутренних — достаточно навощить и отполировать.
Олифирование — способ получения черно-коричневого оттенка. Изделие покрывают натуральной олифой и нагревают до 300–400 °C. Серые оттенки получают с помощью слабого раствора азотной кислоты (1:10), а синие и синевато-чёрные — при погружении в кипящий щелочной раствор (каустическая сода, нитрит и нитрат натрия).
Печень серная используется для отделки серебра под «старину» — 10–20 г на литр воды. Раствор должен быть свежим и тёплым, а изделие подогретым.

Меднение, серебрение и гальваника
К химическим методам также относят меднение и серебрение. Для меднения изделие помещают в раствор: 50 г сернокислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на литр воды. После меднения предмет споласкивают и сушат.
Гальваническое покрытие — это электроосаждение одного металла на другой из раствора солей под действием электрического тока. Метод трудоёмкий, требует оборудования, но даёт превосходные декоративные и защитные свойства. Используется преимущественно в промышленности.
Итоги
Художественная отделка — завершающий и важный этап в создании кованого изделия. Механическая отделка подчёркивает текстуру и придаёт блеск, химическая — добавляет цвет и защиту. А в умелых руках все эти методы превращают металл в настоящее произведение искусства, способное украсить любое пространство и прослужить многие годы.